Общие вопросы испытаний свай

1. Какие виды испытаний свай применяют в строительстве?

В зависимости от поставленных задач в строительстве применяют следующие методы испытаний свай:

  • статическими (вдавливающей, выдергивающей, горизонтальной) нагрузками;
  • испытания грунтов в основании скважин буронабивных свай штампом;
  • динамические испытания;
  • неразрушающий контроль сплошности бетона сейсмоакустическим, ультразвуковым, термометрическим методами.

2. Для чего испытывают сваи?

Полевые испытания свай проводят с целью получения данных, которые необходимы для:
а) обоснования выбора типа свайного фундамента на этапе проектирования, и его параметров, технологии устройства свайных элементов. В этом случае испытания включают в Программу инженерно-геологических изысканий;
б) проверки соответствия несущей способности изготовленных свай расчетной нагрузке, указанную в рабочей документации. В этом случае испытания проводят на этапе строительства, и они называются «контрольными»;
в) контроля качества изготавливаемых свай с применением неразрушающих методов контроля: сейсмоакустического, ультразвукового, термометрического.
Испытания статическими, динамическими нагрузками и штампом позволяют проводят для определения/уточнения несущей способности сваи по грунту.
Контроль сплошности сейсмоакустическим, ультразвуковым и термометрическим методом позволяет оценить однородность бетона конструкций.

3. Что такое сплошность бетона?

Сплошность — характеристика материала железобетонной сваи, характеризующая однородность свойств бетона конструкции.

Нарушение сплошности — сужение ствола сваи, наличие в свае пустот, каверн, трещин, включений инородного материала. Нарушение сплошности свидетельствуют о нарушении технологии устройства сваи или применении некачественных материалов.

4. Какие документы требуют необходимость проведения испытаний?

СП24.13330.2021 «Свайные фундаменты», СП45.13330.17 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы», СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Виды и объем испытаний свай должны быть указаны в составе рабочей документации.

5. Какие документы должны быть подготовлены для проведения испытаний свай?

Организация, выполняющая испытания, должна подготовить программу испытаний и согласовать ее с Заказчиком, или по требованию Заказчика с проектной организацией.


Испытания свай статической нагрузкой

1. Для чего необходимо проводить контрольные испытания свай статической нагрузкой?

Несущую способность свай в целях последующего проектирования фундаментов определяют:
а) расчетным методом с использованием физико-механических характеристик грунтов, определенных на основании лабораторных исследований отобранных образцов грунта;
б) методом полевых испытаний грунтов, в том числе натурными сваями.


Расчетный метод является косвенным и менее точным. Метод определения несущей способности свай на основе их испытания статической нагрузкой является прямым и более точным. Полевые испытания свай проводят как в составе инженерно-геологических изысканий, так и на стадии строительства (контрольные испытания). Контрольные испытания свай в ходе строительства проводят с целью проверки соответствия фактической несущей способности свай расчетным нагрузкам, указанным в рабочей документации, с учетом нормативных коэффициентов надежности (коэффициентов запаса). При этом существенно, что учитываются особенности применяемой технологии устройства свай, техническое состояние оборудования, уровень технологической дисциплины и службы контроля качества подрядной организации.
В СП45.13330.17 Земляные сооружения, основания и фундаменты содержится требование о необходимости проведения контрольных испытаний свай статической нагрузкой в случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный.
В СП 46.13330.2012 Мосты и трубы содержится требование о необходимости проведения статических испытаний не менее 2 свай на мост с целью уточнения их несущей способности.

2. Сколько контрольных статических испытаний свай надо делать на объекте?

В соответствии с ГОСТ5686-2020 необходимое количество испытаний должно быть установлено Программой испытаний. При этом учитывается множество факторов: изученность территории в инженерно-геологическом отношении, наличие данных об испытаниях аналогичных свай в сходных инженерно- геологических условиях, неоднородность грунтового основания в пределах
фундамента, количество типоразмеров свай, конструктивные особенности сооружения и пр. При соответствующем обосновании допускается проводить испытания одной единственной сваи.
В СП 24.13330.2021 Свайные фундаменты имеются указания рекомендательного характера: для определения несущей способности свай по результатам статических испытаний для каждого объекта строительства сооружений класса КС-3 и КС-2 рекомендуется проводить: до 1% общего числа свай на объекте, но не менее трех для сооружений класса КС-2 и четырех – для сооружений класса КС-3.
В СП 46.13330.2012 Мосты и трубы содержится требование о необходимости проведения статических испытаний не менее 2 свай на мост с целью уточнения их несущей способности.

3. Сколько времени продолжаются испытания?

Предусмотренная ГОСТ 5686-2020 процедура проведения испытаний свай статической нагрузкой предусматривает ступенчатый режим приложения нагрузки.
Нагружение испытуемой сваи проводят ступенями нагрузки, значение которых устанавливается программой испытаний, но принимается не более 1/10 заданной в программе наибольшей нагрузки на сваю. При заглублении нижних концов натурных свай в крупнообломочные грунты, гравелистые и плотные пески, а также в глинистые грунты твердой консистенции допускается первые три ступени нагрузки принимать равными 1/5 наибольшей нагрузки. Очередную ступень допускается прикладывать только после стабилизации осадки от предыдущей ступени.

Общая продолжительность испытаний зависит от того, сколько времени требуется на каждой ступени нагружения для стабилизации осадки (в глинистых грунтах это время, как правило, больше, в песчаных – меньше). За критерий условной стабилизации деформации принимают осадку сваи на данной ступени нагружения, не превышающую 0,1 мм за последние 60 мин наблюдений, если под нижним концом сваи залегают песчаные грунты или глинистые грунты от твердой до туго-пластичной консистенции, или за 2 ч наблюдений, если под нижним концом сваи залегают глинистые грунты от мягкопластичной до текучей консистенции. При испытаниях свай опор мостов за этот критерий принимают скорость осадки, не превышающую 0,1 мм за последние 30 мин наблюдений – при опирании сваи на крупнообломочные, песчаные грунты и глинистые грунты твердой консистенции или 60 мин наблюдений – при опирании сваи на глинистые грунты от полутвердой до тугопластичной консистенции. Исходя из требований ГОСТ, продолжительность испытаний не может быть меньше 5 часов при испытаниях свай в опорах мостов и не менее 8.5 часов при испытаниях свай в фундаментах сооружений другого назначения.

4. Как определить значение максимальной вдавливающей испытательной нагрузки, на которую следует проводить контрольные испытания свай?

Полевые контрольные испытания свай в ходе строительства проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 5686-2020 в целях проверки соответствия несущей способности свай расчетным нагрузкам, установленным в проекте свайного фундамента, с учетом нормативных коэффициентов надежности.
Проверка выполняется в соответствии с формулой 7.2 п. 7.1.11 СП 24.13330.2021:

N ≤ Fd / (Ɣn ∙ Ɣс,g)

где Fd − несущая способность, определенная по результатам испытаний свай
статической нагрузкой, N – расчетная нагрузка, установленная в рабочей
документации, Ɣс,g − коэффициенты надежности согласно СП.
Обратным счетом определяют значение максимальной испытательной нагрузки, Nmax, которая должна быть приложена к свае в процессе испытания и, которая определит минимальное значение Fd, удовлетворяющее неравенству, в случае если испытание закончится положительно.

Таким образом, максимальная испытательная нагрузка при контрольных испытания,

Nmax = N Ɣn Ɣс,g.
Полевые испытания свай, в составе инженерно-геологических изысканий, проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 5686-2020 в том числе в целях уточнения фактической несущей способности свай или подтверждения значения несущей способности свай, определенной расчетным путем. В этом случае максимальная испытательная нагрузка для свай-стоек должна быть не менее полуторного значения Fd, определенного расчетным путем, а для висячих свай иметь значение, обеспечивающее осадку сваи не менее, чем 40 мм.

5. Как определить значение максимальной выдергивающей нагрузки, на которую следует проводить контрольные испытания свай?

Максимальная испытательная выдергивающая нагрузка устанавливается Программой испытаний, не должна превышать расчетного значения выдергивающей нагрузки, указанной в проекте, при этом согласно ГОСТ 5686-2020 выход сваи не должен превышать 0,0001 длины сваи.

6. Как определить значение максимальной горизонтальной испытательной нагрузки, на которую следует проводить контрольные испытания свай?

Максимальная испытательная горизонтальная нагрузка устанавливается Программой испытаний, не должна превышать расчетного значения горизонтальной нагрузки, указанной в проекте. Прикладываемая горизонтальная нагрузка не должна приводить к горизонтальным перемещениям головы сваи, превышающим допустимое значение, установленного проектной организацией.
Максимальное допустимое горизонтальное перемещение указывается в Программе.


Контроль сплошности свай неразрушающими методами

1. Через сколько дней после бетонирования буронабивных свай можно проводить контроль сплошности бетона?

Контроль сплошности сейсмоакустическим и ультразвуковым методами следует проводить не ранее чем через 5 суток после бетонирования свай. Исключением является контроль сплошности бетона термометрическим методом, который позволяет проведение испытаний через 12 – 48 часов после окончания бетонирования.

2. Сколько свай в фундаменте необходимо проконтролировать на сплошность бетона?

Если количество свай, подлежащих контролю сплошности, не определено в проектной документации, то число испытуемых свай следует определять на основании требований нормативной документации. СП45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» требует не менее 20% от общего числа свай в фундаменте при контроле сплошности сейсмоакустическим методом и не менее 10% – ультразвуковым методом. Для транспортных сооружений (мосты, путепроводы) количество свай определяется в соответствии с требованиями СП46.13330.2012 «Мосты и трубы» и зависит от типа сооружения. Так для опор на свайных ростверках количество испытаний сейсмоакустическим или ультразвуковым методами должно быть 20% от общего количества свай, но не менее 4 шт. в ростверке, для безростверковых опор – 100% от общего количества свай.

3. Что такое сплошность бетона?

Сплошность сваи – характеристика материала сваи, определяющая однородность свойств бетона конструкции. Нарушением сплошности является присутствие дефекта в стволе сваи: изменение поперечного сечения, наличие включений инородных материалов (например грунта), трещин, пустот и т.д.

4. Зачем необходимо контролировать сплошность бетона?

Дефекты приводят к снижению несущей способности фундамента, его просадке и деформации сооружений. Контроль сплошности бетона позволяет оценить качество изготовления бетонных конструкций с целью обеспечения надёжности и долговечности сооружаемых конструкций. Своевременное выявление наличия серьёзных дефектов может послужить основой для пересмотра технологии изготовления и устройства свай.

5. Что приводит к нарушению сплошности бетона?

Нарушение сплошности бетона буронабивных свай может быть вызвано следующими причинами:
а) нарушение технологии производства работ в ходе бурения или бетонирования скважины;
б) применение некачественных бетонных смесей;
в) неисправное технологическое оборудование (буровое, бетонолитное).
Особый контроль за производством работ должен быть установлен при устройстве буронабивных свай в неустойчивых обводненных грунтах, при высоком уровне горизонта подземных вод или наличии напорного горизонта в прорезаемых грунтовых слоях.
Нарушение сплошности бетона может иметь место при забивке призматических железобетонных свай, в следствии неправильно подобранного оборудования или технологии, в виде трещин или даже поломок.

6. Какой неразрушающий метод контроля сплошности бетона лучше: сейсмоакустический или ультразвуковой?

Сейсмоакустический и ультразвуковой методы имеют ряд своих преимуществ и недостатков.
Сейсмоакустический метод позволяет определить длину свай, обнаружить и локализовать по глубине наличие резких изменений поперечного сечения и свойств материала, составляющих не менее 25% от площади сечения сваи. Точность определения длины свай и расстояния до акустической аномалии (дефекта) составляет ± 10%. Метод не позволяет определить геометрические размеры и физические свойства дефектов, локализовать нарушения в пределах сечения свай, сделать выводы о природе происхождения выявленных нарушений.
Ультразвуковой метод позволяет контролировать сплошность свай по всей ее длине. При наличии 3 и более труб доступа, метод позволяет производить оценку расположения дефекта в пределах поперечного сечения сваи. Метод испытаний не позволяет сделать вывод о сплошности бетона конструкции за пределами плоскостей между осями труб доступа, в защитном слое бетона, а также сделать выводы о природе выявленных нарушений. При необходимом количестве труб доступа исследования по методике межскважинной ультразвуковой томографии позволяют оценить геометрические свойства дефектов. Недостатком метода является ограничение выбора свай, подлежащих обследованию. Могут быть испытаны только те сваи, в которые заблаговременно перед бетонированием были установлены трубы доступа. Очевидно, что по этой причине забивные сваи не могут быть подвергнуты ультразвуковому контролю сплошности бетона. Контроль буронабивных свай диаметром менее 500 мм методом УЗД не является эффективным.

7. Какие еще есть методы контроля сплошности бетона буронабивных свай? Что такое термометрический метод контроля сплошности бетона?

Термометрическая дефектоскопия – метод неразрушающего контроля сплошности бетона, основанный на измерении температуры бетона в процессе его твердения с помощью термометрического зонда. Преимуществом данной методики является возможность проведения испытаний через 12-48 часов после окончания бетонирования. Метод испытаний позволяет производить локализовать дефекты по глубине сваи, производить оценку их расположения и геометрических размеров, контролировать сплошность бетона внутри и снаружи арматурного каркаса, а также определять смещение и наклон арматурного каркаса. В отличие от ультразвукового и сейсмоакустического методов контроля, термометрический метод позволяет контролировать сплошность длинных свай диаметром менее 500 мм. Метод испытаний не позволяет сделать вывод о природе выявленных нарушений сплошности, обнаружить нарушения сплошности небольших геометрических размеров, удаленные от труб доступа.

8. Возможен ли контроль сплошности бетона «стен в грунте», какой метод для этого следует использовать?

Возможен. Наиболее эффективными методами контроля сплошности бетона «стен в грунте» являются ультразвуковой и термометрический. Сейсмоакустический метод применять затруднительно.

9. Можно ли по результатам контроля сплошности установить размер дефектов, если они обнаружены? Какие минимальные по размерам дефекты могут быть обнаружены с помощью неразрушающих методов контроля?

Удовлетворительные результаты сейсмоакустический метод дает при размере дефектов более 25% от площади сечения сваи. Более мелкие дефекты, как правило, выявить сложно или даже невозможно. При использовании ультразвукового метода минимальная величина выявляемого дефекта определяется количеством труб доступа. С увеличением количества труб доступа в сечении сваи все более мелкие дефекты могут быть выявлены. Исследования по методике межскважинной ультразвуковой томографии позволяют оценить геометрические свойства дефектов.
Термометрический метод позволяет локализовать дефекты по глубине сваи, производить оценку их расположения и геометрических размеров. При этом дефекты небольших размеров и удаленных от труб доступа обнаружить термометрическим методом невозможно.

10. Сколько времени требуется на проведение контроля одной сваи сейсмоакустическим и ультразвуковым методом?

Наименее трудозатратным является сейсмоакустический метод контроля сплошности бетона. Время испытания одной сваи может составлять 5 – 10 минут при условии подготовленной поверхности оголовка сваи. Продолжительность обследования одной сваи ультразвуковым или термометричским методами зависит от количества труб доступа (количество измеряемых профилей) и длины сваи. И может составлять от 15 – 30 минут до 1.5 – 2 часов. Это условные показатели, дают лишь самое общее представление о времени проведения испытаний.

11. Какими нормативными документами регламентируется контроль сплошности бетона свай?

Исследования ультразвуковым методом выполняем в соответствии с нормативными документами:

  • ГОСТ 17624–2021 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности»;
  • СП 46. 13330–2012 «Мосты и трубы»;
  • СП 45. 13330-2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»
  • СТО ЭГЕОС 1–1.1–001–2018 «Применение неразрушающего контроля сплошности свай ультразвуковым методом»;
  • «Руководство по контролю качества скрытых работ геофизическими методами при строительстве подземных объектов, включая объекты метрополитена, на территории Москва» (Правительство Москвы. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, 2021 г.);
  • ASTM D 6760-16. Standard Test Method for Integrity Testing of Concrete Deep Foundations by Ultrasonic Crosshole Testing;

Исследования сейсмоакустическим методом выполняем в соответствии с нормативными документами:

  • СП 46. 13330–2012 «Мосты и трубы»;
  • СТО ЭГЕОС 1-1.2-001-2017 «Применение неразрушающего контроля сплошности свай сейсмоакустическим методом»;
  • ASTM D5882 – 16 «Standard Test Method for Low Strain Impact Integrity Testing of Deep Foundations».

Исследования термометрическим методом выполняем в соответствии со нормативными документами:

  • ASTM D7949 – 14 «Standard Test Method for Thermal Integrity Profiling of Concrete Deep Foundations»;
  • СТО ЭГЕОС 1-1.3-001-2017. «Применение неразрушающего контроля сплошности буронабивных свай термометрическим методом»;
  •  «Руководство по контролю качества скрытых работ геофизическими методами при строительстве подземных объектов, включая объекты метрополитена, на территории Москва» (Правительство Москвы. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, 2021 г.).

Испытания грунтов в основании буронабивных свай штампом

1. Для чего проводят испытания грунтов в основании буронабивных свай штампом?

Штамповые испытания грунтов в скважинах проводят с целью определения несущей способности грунта в основании буронабивных свай.

2. Сколько времени уходит на одно испытание грунта штампом?
От чего зависит продолжительность испытания грунта штампом?

Штамповые испытания проводят ступенчато-возрастающей вдавливающей нагрузкой. Общее количество ступеней нагружения должно быть не менее пяти.
Испытания начинают с уплотнения грунта нагрузкой, создающей природное давление на грунт на уровне подошвы. Минимальное время между ступенями предварительного уплотнения зависит от типа грунта: на песчаных и крупнообломочных – 5 минут; на глинистых – 30 минут. Каждую последующую ступень нагружения прикладывают после стабилизации осадки от предыдущей ступени. Условная стабилизация – приращение осадки максимум 0,1 мм за 30 минут на песчаных и крупнообломочных грунтах, за 60 минут – на глинистых грунтах. Стабилизация осадки в глинистых грунтах, как правило, происходит дольше, чем в песчаных. Каждую последующую ступень выдерживают не меньше, чем предыдущую. После достижения последней ступени нагружения производят разгрузку штампа ступенями, равными удвоенным значениям ступеней нагружения, с выдержкой каждой ступени не менее 15 мин. После полной разгрузки (до нуля) наблюдения за упругим перемещением штампа проводятся в течение 30 минут при песчаных грунтах на уровне подошвы штампа, и 60 минут – при глинистых грунтах., со снятием отсчетов через каждые 15 минут.
Общее время проведения испытаний определяется продолжительностью стабилизации осадки на всех ступенях нагружения.

3. Какими нормативными документами регламентируется методика проведения испытаний грунта штампом?

Проведение штамповых испытаний выполняем в соответствии с нормативной документацией:

  • «Руководством по методам полевых испытаний несущей способности свай и грунтов» (Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС), Москва, 1979 г);
  • ГОСТ 5686–2020 «Грунты. Методы полевых испытаний сваями»;
  • СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы»;
  • СП 24.13330.2021 «Свайные фундаменты»;
  • СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».

4. Сколько испытаний необходимо провести в свайном фундаменте?

Согласно требованиям СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы» не менее 1 испытания на ростверк. В «Руководстве по методам полевых испытаний несущей способности свай и грунтов» количество испытаний зависит от того, на какой грунт опирается свайный фундамент.

При опирании фундамента на плотные пески, плотные крупнообломочные грунты и твердые глины – 1 испытание, а при опирании фундамента на прочие грунты – количество испытаний должно быть не менее 2.

5. Возможно ли проведение испытаний грунта штампом в обводненных скважинах?

Возможно. При этом в случае глинистых грунтов, с целью предотвращения их размокания, необходимо максимально сократить промежуток времени между зачисткой забоя скважины и началом проведения испытания. В песчаных грунтах необходимо исключить поступление грунта из затрубного пространства в полость скважины и разуплотнения основания, при необходимости с применением избыточного давления воды (водопригруза).

6. Возможно ли проведение испытаний грунта штампом при наличии напорного горизонта подземных вод?

Возможно. При наличии напорного горизонта подземных вод необходимо обеспечение избыточного давления воды в скважине (с помощью водопригруза). Водопригруз поддерживается в скважине в процессе бурения, монтажа штампа, проведения испытаний, вплоть до завершения бетонирования сваи. Наличие в скважине водопригруза обеспечивает сохранение в основании скважины грунта природной структуры и плотности. При отсутствии водопригруза может произойти выдавливание грунта в скважину с одновременным его разуплотнением.

7. Какие виды грунтов допускается испытывать штампом?

Согласно «Руководству по методам полевых испытаний несущей способности свай и грунтов» испытания штампом проводятся на грунтах всех видов, за исключением вечномерзлых, просадочных, набухающих и связных с показателем консистенции JL≥0,5.


Испытания свай вдавливающей нагрузкой с использованием волновой теории удара (PDA)

1. С какой целью проводят испытания методом PDA?

Испытания свай с использованием принципов волновой теории удара (High-Strain Dynamic Testing, PDA, испытания свай ударной нагрузкой) применяют для оценки несущей способности свай по грунту по результатам определения силового и скоростного их отклика на удар в осевом направлении, нанесенный молотом по торцу сваи.
Метод испытания свай вдавливающей нагрузкой с использованием волновой теории удара имеет ряд преимуществ: он позволяет производить испытания большего количества свай в составе свайного поля как после их «отдыха» так и в процессе погружения; обеспечивает более высокую оперативность получения результатов; не требует устройства анкерных свай или монтажа контргруза для восприятия реактивного усилия; позволяет испытывать сваи с несущей способностью до 4000 тс; не имеет ограничений по технологии устройства, конструкции, геометрическим размерам и материалу свай; позволяет проведение испытаний свай в условиях, когда устройство анкерных свай и проведение статических испытаний невозможно. С помощью данного метода определяют несущую способность сваи по грунту, сопротивление по боковой поверхности сваи, сопротивление под нижним концом сваи, сплошность ствола сваи. По результатам проведения испытаний получают зависимость «осадка-нагрузка», аналогичную результатам по испытаниям статической вдавливающей нагрузке, в случае проведения испытаний в процессе погружения сваи, получают графики изменения несущей способности и ряда других параметров в зависимости от глубины погружения.

2. Какие виды свай допускается испытывать методом с использованием волновой теории удара?

Данным методом допускается испытывать все виды свай: забивные, буронабивные, металлические, железобетонные не зависимо от их длины и формы сечения. Следует особо отметить, что метод испытания свай динамической нагрузкой согласно ГОСТ 5686-2020, наиболее часто применяемый в строительной практике, как наиболее дешевый и оперативный, не может быть применен для испытания свай длиной более 20 м, стальных и железобетонных буронабивных свай.

3. Какие коэффициенты надежности следует применять при использовании метода PDA?

При уточнении несущей способности свай, согласно п.7.3.3 СП24.13330.2021, Fd –несущую способность свай, определяют по формуле:

Fd = γс ∙ Fu,n / γc,g1,

где γс – коэффициент условий работы сваи, при вдавливающей нагрузке γс = 1;
Fu,n = Fu, min – частное значение предельного сопротивления свай, при условии, что число свай, испытанных в одинаковых условиях меньше шести;
γc,g1 = 1 – коэффициент надежности по грунту при условии, что число свай, испытанных в одинаковых условиях меньше шести;

Fu,n и γc,g1, в случае если число свай, испытанных в одинаковых грунтовых условиях, составляет шесть и более, определяют на основании статистической обработки (п.7.3.4 СП24.13330.2021).

При определении допускаемой вдавливающей нагрузки на сваю (расчетная нагрузка на сваю, N) согласно п.7.1.11 СП24.13330.2021:

N ≤  Fd / (Ɣn ∙ Ɣс,g),

где Ɣn – коэф. надежности по ответственности сооружений, для нормального уровня ответственности Ɣn = 1;

Ɣc,g = 1.25 – по результатам динамических испытаний, выполненных с учетом упругих деформаций грунта.

4. Какой метод точнее: метод испытаний свай динамической нагрузкой, метод испытания свай статической нагрузкой или метод испытания свай вдавливающей нагрузкой с использованием волновой теории удара (PDA)?

Динамические испытания имеют преимущества в оперативности проведения испытаний и получения результатов, не требуют больших затрат на организацию испытаний, но уступают своей точностью эталонному методу испытаний статической вдавливающей нагрузкой. Выполненные испытания динамической нагрузкой могут показать как завышенные, так и заниженные значения несущей способности сваи. Иногда бывают случаи, когда результаты динамических испытаний дают неудовлетворительные результаты, при этом по полученным данным в ходе статических испытаний эта же свая воспринимает нагрузку, заложенную в проектной документации. Метод испытания свай с использованием принципов волновой теории удара имеет более точные результаты, приближенные к результатам, получаемым при статических испытаниях.

5. Сколько времени необходимо для проведения испытания одной сваи методом PDA?

Обычно время проведения испытаний одной сваи, учитывая время необходимое для установки датчиков, занимает не более 1-1.5 часов.

6. Какое оборудование должно быть на площадке для проведения испытаний свай методом PDA?

Стандартный сваебойный или специально изготовленный подвесной молот, обладающий достаточной массой и энергией удара. Вес молота, согласно стандарту ASTM D4945-17, не должен быть менее 2% ожидаемой величины несущей способности сваи.

7. Надо ли специально подготавливать оголовок испытуемой сваи к проведению испытаний?

Перед проведением испытаний оголовок должен располагаться на уровне 1.0-1.5 м над поверхностью земли для установки датчиков. При этом оголовок должен быть выравнен, а его плоскость должна быть горизонтальна. Испытания необходимо производить по специально разработанной программе. При необходимости оголовок буронабивной сваи должен быть усилен при изготовлении его дополнительным армированием.

8. Какими нормативными документами регламентируется метод PDA?

Испытания проводим на основе и в соответствии со следующими документами:

  • ГОСТ 5686–2020. Грунты. Методы полевых испытаний сваями;
  • СП 45.13330.2017 Земляные сооружения, основания и фундаменты;
  • СП 24.13330.2021 Свайные фундаменты (в ред. Изменения № 1 от 2016 г.);
  • ASTM D4945-17. Standard Test Method for High-Strain Dynamic Testing of Deep Foundations.